Воскресенье, 24.11.2024, 03:17Hello Гость |

 
 

 
                                                    01.08.08 ROYAL NIGHT feat. PAUL B [MSK] @ ETAGE
Site home | | Register now |ВходLog in
ПоискПоиск

 

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Шпионы — радиолюбители. Незримы и очень опасны.
ZikДата: Понедельник, 01.10.2007, 01:32 | Сообщение # 1
Наш человек
Группа: Проверенные
Сообщений: 122
Репутация: 0
Статус: :-(
Шпионы — радиолюбители. Незримы и очень опасны.

Любители коротковолновых радиопередач нередко натыкаются на загадочные станции, передающие бесконечные последовательности цифр. Непонятный код монотонно зачитывают на разных языках мужские, женские, а иногда и детские голоса. Странные передачи впервые появились в эфире около сорока лет назад; сигнал у подобных станций весьма сильный, но они никогда не сообщают ни о месте своего расположения, ни об аудитории, для которой предназначена трансляция. Обычно слушатели, наткнувшись на такую передачу, какое-то время еще пытаются разобрать нескончаемое "три-пять-два-девять…", а потом, сбитые с толку, крутят ручку настройки дальше.

Крайне редко такие радиостанции передают отдельные фразы или тексты. Например, за несколько дней до роспуска восточногерманской внешней разведки “Штази” нестройный хор мужских голосов постоянно исполнял песенку про маленького утенка. Она транслировалась на тех же частотах, что и обычные указания «бойцам невидимого фронта».

Вокальные способности офицеров одной из самых эффективных разведок периода “холодной войны” смогли оценить по достоинству только многочисленные “нелегалы” и агенты из ГДР во всем мире: для них передача означала конец карьеры. Между тем песенку слышали не только разведчики и контрразведчики, но и многочисленные радиолюбители, которые, по всей вероятности, не понимали скрытого в ней смысла, зато педантично фиксировали время каждого сеанса и частоты “шпионских станций”.

Одиночки против шпионов

Примерно с середины 1970-х годов, с появлением новых приемников с цифровыми устройствами для отслеживания передатчиков, коротковолновики-энтузиасты занялись “числовыми станциями” всерьез. К тому времени было уже ясно, что загадочные радиоточки принадлежат шпионским центрам и передают зашифрованные послания для своих агентов в других странах. Радиолюбители составили не только обширные перечни таких станций с точным расписанием их работы, но и занялись радиопеленгацией для установки мест их базирования.

Как известно, радиосвязь в диапазоне коротких волн обеспечивает трансляцию сообщений на максимально далекие расстояния, связывая между собой даже диаметрально противоположные точки земного шара. Соответственно КВ-радиопередачи представляют собой идеальный инструмент для анонимной односторонней связи. Агент разведки в любой точке планеты может получать послания от руководства с помощью маленького, общедоступного и никак не модифицированного радиоприемника.

Из многочисленных документальных книг и мемуаров отставных разведчиков уже давно известно, что для шифровки таких посланий используются так называемые одноразовые блокноты — криптосистема, абсолютно не вскрываемая при ее правильном использовании. Правда, истории известны и случаи роковых ошибок, когда "одноразовый" шифр использовался многократно, что приводило к его вскрытию, чтению тайной переписки и аресту агентов.

Самая знаменитая история такого рода — американский "Проект Венона", приведший к разоблачению обширной сети советской разведки в 1940-50-х годах. Криптоаналитикам АНБ (Агентство национальной безопасности, NationalSecurityAgency, американский аналог российского ФАПСИ) удалось расшифровать часть сообщений, которыми обменивалась советская легальная резидентура с Центром.

Для тех, кто хочет превзойти АНБ, в интернете существует оригинальный сайт Project Conet. Инициатором его стала небольшая британская компания Irdial-Discs, которая еще в 1997 году выпустила комплект из четырех компакт-дисков с записью передач шпионских “числовых станций” за последние тридцать лет. Теперь же, вдохновившись серией известных конкурсов RSA Challenges (соревнования по вскрытию секретных криптоключей популярных шифр-алгоритмов, проводимые компанией RSA), Project Conet призывает всех желающих заняться вскрытием шифрованных передач разведслужб. При этом в качестве объекта исследования избраны трансляции станций, расположенных в Британии, США и Германии.

Маловероятно, что разведки этих стран понесут какой-либо урон от действий интернетовских “криптоаналитиков”. Вскрыть криптосистему такого уровня любителю не под силу. Скорее всего, столь своеобразной акцией компания просто пытается оживить интерес к несколько залежалому товару. Дело в том, что любой радиолюбитель может сам записать свежие передачи “числовых станций” или купить CD-ROM с такой подборкой. Интересно, впрочем, что, объявив конкурс, устроители почему-то забыли назвать сумму приза.

Радиоразведка (Communication Intelligence, COMINT) — самый старый вид радиоэлектронной разведки. Основное ее содержание — обнаружение и перехват открытых, засекреченных, кодированных передач связных радиостанций, пеленгование их сигналов, анализ и обработка добываемой информации с целью вскрытия ее содержания и определения местонахождения источников излучения. Сведения радиоразведки о неприятельских станциях, системах их построения и содержании передаваемых сообщений позволяют выявлять планы и замыслы противника, состав и расположение его группировок, устанавливать местонахождение их штабов и командных пунктов управления, баз и стартовых площадок ракетного оружия и так далее.

Вот три типичных примера сообщений подразделения радиотехнической разведки:

Российская военная сеть №1

Трафик состоит из контрольных сеансов радиосвязи каждые два часа, хотя один раз случайно было передано зашифрованное сообщение.

Позывные: КАТОК-17, КАТОК-22, КАТОК-25, КАТОК-44, КАТОК-46, КАТОК-55, КАТОК-74, КАТОК-80, КАТОК-86, КАТОК-93, КАТОК-94, КАТОК-100, МАЛЕНЬКИЙ, БОЛЬШОЙ.

Частоты: 2650 кГц (Ночь), 5855 кГц (День).

Российская военная сеть № 2.

Трафик в этой сети состоит из сообщений формата “5 цифр слово 4 цифры 4 цифры». Возможно, это разновидность зашифрованного сообщения.

Например: “54828 СВИНТУС 0064 0392” или “11233 БРОНЯ 2207 7720”.

Позывные: КАЗАК-24, ВИРУС-11, УРОЖАЙ-24, ЭФИР-12.

Частоты: 4517 и 5794 кГц.

Российская военная сеть № 3.

Трафик в этой сети состоит из обмена информацией между самолетами, кораблями и пунктом управления полетами (авиадиспетчером).

Позывные: КЛАД-86 (авиадиспетчер), МЕТЕОР-24 (самолет), НАГАН-58, КЛЕН-38, ВЕТЕР-41, ЛИДЕР-24, ГИПНОЗ-60, ЗИМА-158 (корабль).

Частоты: 5360 и 5888 кГц.

Эти люди фанатично ищут любые секретные радиостанции, начиная с армий всех стран мира и заканчивая авиакосмическими агентствами. Понятно, что в списке есть и радиостанции агентов и нелегальных сотрудников разведок, будь то израильская, американская или российская. Множество радиолюбителей занимаются не только прослушиванием и записью передач “числовых станций”, но и обычной радиоразведкой. Если в первом случае ущерб от их деятельности минимальный (технические подразделения контрразведки сами внимательно отслеживают все сеансы связи), то во втором они порой оказываются эффективнее военных. Ведь любители выполняют те же задачи, которые решает радиоразведка, но при этом у них есть уникальная возможность сравнивать данные, которые получены у не зависимых друг от друга операторов, чего не могут позволить себе военные.

Немного о призраках

Международный клуб радиолюбителей-перехватчиков “Spooks” (“Привидения”) предпочитает не афишировать себя. По своим техническим возможностям и эффективности работы “привидения” смело могут соперничать с радиоразведками ведущих мировых держав. Деятельность клуба началась в 1980-е годы, когда множество радиолюбителей по всему миру стали активно общаться между собой. В середине 1990-х часть из них увлеклась радиоразведкой. «Привидений» интересовали не только местоположение и параметры (расписание передач, позывные, частоты) отдельных радиостанций, в первую очередь военного назначения, но и содержание сообщений.

В отличие от СССР и впоследствии России, в США нет запрещенных для прослушивания частот (более того, там даже выпускают справочники с указанием частот наземных служб аэропортов, полиции, армии). В результате за долгие годы мониторинга эфира у членов клуба скопилась информация о том, как в какой период работал обнаруженный передатчик. То есть фактически каждый сам для себя занимался тем, что на языке радиотехнической разведки называется “составление графика активности”. А это — полноценная часть работы разведки, которая позволяет при условии анализа многих данных прогнозировать события.

Вот что, например, Виктор Суворов писал в “Аквариуме” о возможностях радиоэлектронной разведки ГРУ: “На каждую радиостанцию, на каждый радар заводится дело: тип, назначение, где расположена, кому принадлежит, на каких частотах работает… Понятны нам сообщения или нет, на станцию заводится график активности и каждый ее выход в эфир фиксируется… Если каждый выход в эфир фиксировать и анализировать, то скоро становится возможным предсказывать ее поведение. В результате многолетнего анализа появляется возможность сказать: “Если вышла в эфир РБ-7665-1, значит, через четыре дня будет произведен массовый взлет в Рамштейне”. Это нерушимый закон. А если вдруг заработает станция, которую мы называем Ц-1000, тут и ребенку ясно, что боеготовность американских войск в Европе будет повышена…”.

Кто пользуется информацией, добытой “привидениями”? Кроме многочисленных сайтов радиолюбителей, которых сейчас насчитывается более тридцати, это журналисты, аналитики и все, кому нужна достоверная информация о ситуации в том или ином регионе. Хотя аналитическим возможностям “привидений” далеко до профессионалов из ГРУ, но кое-что могут и они. В качестве примера — история выявления группы российских агентов в США, бывших граждан Кубы.

Фантомы против кубинцев

28 сентября 1998 года на электронной доске объявлений клуба “Spooks” появилось сообщение: “Две недели тому назад газета Miami Herald сообщила, что агентами ФБР в Майами задержана группа кубинских шпионов, 12 человек, которые пытались проникнуть на американскую военную базу в Южной Флориде”. Перед радиолюбителями была поставлена задача — установить, как сказался арест кубинских шпионов на активности радиопередатчиков, работающих с территории Кубы (именно задания такого рода в подобных ситуациях выполняют службы контрразведки)

Спустя неделю после ареста кубинских шпионов некто Энди Белл сообщил о том, что станция, которой любители дали номер S7 Russian Man, вдруг перешла на ежедневный режим работы. Как было установлено привидениями, до ареста шпионов передатчик выходил в эфир всего два раза в неделю. Исходя из этого, охотники предположили, что дублирование сообщений может означать, что получатель информации не отвечает на сигнал. Поскольку передатчик S7 Russian Man ранее проходил как принадлежащий ФАПСИ (под этим обозначением, помимо передатчиков собственно ФАПСИ, числятся радиостанции других российских разведывательных служб — СВР и ГРУ), то был сделан вывод, что кубинская группа, возможно, работала на русских. Далее (специально для интересующихся) была обнародована техническая информация, а именно частоты, на которых работал передатчик S7 Russian Man: 5937 кГц, 7737 кГц и 9337 кГц. По мнению некоторых экспертов, большинство передач для агентов российской разведки велось с Кубы, где до последнего времени находился центр радиоперехвата Лурдес. Выбор места не случаен: небольшое расстояние до территории США позволяло использовать маломощные компактные радиостанции для приема и передачи сообщений.

Радиолюбители всех стран

“Привидения” — не единственная организация подобного рода. В январе 1995 года начал действовать клуб WUN (WorldwideUTENews), о котором мы уже писали выше. Буквосочетание “UTE” означает, что членов клуба интересуют радиостанции, работающие в частотном диапазоне до 30 Мгц. Штаб WUN составляют 11 человек из США, Европы, Японии, Новой Зеландии, а простых участников насчитывается уже много больше сотни. На сегодняшний день почти не осталось мест на планете, которые не попали бы в их поле зрения.

Подобные организации — структура, о которой может только мечтать любая контрразведка или радиоразведка. Во-первых, они неуловимы: в качестве средства общения используют только электронную почту, работают обычно под псевдонимом, никогда сами не выходят в эфир, применяя только аппаратуру для радиомониторинга, благо во многих странах не требуется ее регистрация. В тех случаях, если регистрация официально нужна, как в России, необходимое оборудование всегда можно приобрести на “черном рынке”.

Во-вторых, “привидения” и им подобные работают против других стран и тем самым не вступают в конфликт с местными правоохранительными органами. Например, американцы предпочитают слушать передатчики, находящиеся на Кубе, граждане Китая выбирают радиостанции США, а россияне — китайцев. Это связано не только с чувством патриотизма или инстинктом самосохранения, но и с техническими особенностями организации тайной радиосвязи.

В-третьих, для “призраков” характерен высокий уровень оперативности и достоверности. Благодаря “всемирной паутине” любая свежая информация почти мгновенно становится известна всем членам клуба. В-четвертых, радиолюбители исключительно профессиональны и внимательно изучают всю доступную информацию по организации радиоразведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Несмотря на то, что многие отечественные радиолюбители активно участвуют в движение “призраков”, о своих успехах они предпочитают распространяться только на англоязычных сайтах. Причина проста — нежелание вступать в конфликт с действующим российским законодательством. Например, в России существует довольно жесткая “Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций”. В ней не только регламентирована процедура регистрации радиостанций в органах Госсвязьнадзора, но и параметры (мощность, частота и т. п.) их устройства. Да и сама регистрация — процедура сложная, поэтому мало кто решается на нее. Зачем “призраку” регистрировать свой приемник, о существовании которого никто не узнает, если только сам хозяин не станет слишком хвастаться?

Другая особенность России — уголовная ответственность за использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Поясним, что речь идет о средствах радиомониторинга сетей пейджинговой, радио- и сотовой связи, например, о сканирующих приемниках и аналогичной аппаратуре. Понятно, что “призраков” не интересуют системы сотовой связи. А вот доказать это сотрудникам правоохранительных органов сложно. Это еще одна причина, из-за которой отечественные шпионы-радиолюбители предпочитают оставаться в тени.

И последний аспект феномена. Почему эти люди не работают на спецслужбы? Ответ прост. Они никому не нужны поодиночке. Это любители, которых трудно приучить к воинской дисциплине. Значит, их нужно призвать на военную службу. Каждый радиолюбитель может слушать лишь одну частоту и не больше шести часов в сутки, после чего внимание ослабевает. Следовательно, призраков должно быть много и каждый должен выполнять определенный объем работы. Чем же они тогда будут отличаться от обычных военнослужащих подразделений радиоэлектронной разведки?

Может быть, спецслужбам следует попытаться взять под контроль это движение? Проблема в том, что “призраки” обитают во многих странах, и у них нет формальных лидеров. Радиолюбителей можно назвать “хакерами эфира”: это своеобразный стиль жизни, мир, где каждый сам выбирает правила. Теоретически можно часть “призраков” завербовать, но станет ли от этого движение более управляемым?

На вопрос, пользуются ли спецслужбы результатами деятельности “призраков”, нет однозначного ответа. Те государства, где нет мощных подразделений радиоразведки, несомненно, внимательно изучают все бюллетени. С развитыми странами сложнее. Несомненно, информацию “призраков” используют аналитики из спецслужб. А вот военные, скорее всего, предпочитают больше доверять собственным подразделениям радиоэлектронной разведки. Для армии важна не только достоверность, оперативность, но и полнота, чего “призраки” гарантировать никак не могут.

Об авторе: ЧЕРТОПРУД Сергей (redhunter@rambler.ru) — обозреватель ИД “Мир безопасности”

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Интернет партнеры:



dj.moy.su © 2007-2008 Все права защищены.